ЦЕЛЬ:
- Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.
ЗАДАЧИ:
- Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях.
- Обучение школьников оказанию первой помощи в экстремальной ситуации.
- Развитие и укрепление физической подготовки школьников. - Развивать креативные способности методами мозгового штурма,
эвристики, аналогии.
1. Подготовительная работа:
· Распределение по станциям в каждом отряде (санитары, сапёры, партизаны, снайперы). На станциях «Эрудит» и «Я - патриот» участвует весь отряд.
· Подготовка атрибутов: таблички с названием станций, маршрутные листы для каждого отряда, шифровки.
· Подготовка к сдаче рапорта (девиз, название отряда), разучить песню.
· Подготовка станций:
«Я – патриот»: бутылки – брызгалки с разведённой в воде краской (белой, синей, красной, чёрной);
«Партизаны»: подготовить лопаты;
«Санитары»: 2 санок, 2 пары лыж;
«Снайперы»: нарисовать мишень;
«Сапёры»: пустые пластиковые бутылки с «Цветной водой» у каждого
отряда свой цвет (красный, зелёный, синий, жёлтый);
«Эрудит»: вопросы на эрудицию
«Шифровка»: подготовить ключ к шифровке
Договориться со столовой о «Полевой кухне»
2. Условия проведения и требования к участникам
Для участия начальная школа должна сформировать 2 команды по 16 человек в каждой. В игре принимают участие дети 1 – 4 класса + классные руководители. Требования по форме одежды: закрытая обувь, соответствующая времени года, куртка-штормовка, головной убор, перчатки. С собой на игре команде необходимо иметь: список команды, аптечку.
У каждого участника игры должен быть знак участника игры - погон. Погон представляет собой прямоугольник размером 5 на 10 сантиметров, выполненный из бумаги не толще альбомного листа. Погон должен соответствовать цвету команды. Погон пришивается нитками по периметру погона.
3. Основные этапы игры и их содержание.
Игра построена в форме эстафеты, где команды, продвигаясь по трассе, маршрут которой указан в маршрутных листах. На маршруте находятся контрольные пункты - КП. На КП находится ведущий этапа (далее посредник), который сообщает содержание этапа и фиксирует правильность его выполнения. Отметку о выполнении этапа посредник заносит в маршрутный лист.
4.Программа мероприятия:
· Торжественное открытие военно-спортивной игры на местности «Зарница».
· Прохождение этапов конкурса участниками игры.
· Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
Форма проведения мероприятия: спортивная игра
Место проведения: на природе
Время прохождения на каждой станции: 5 минут
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
I. Торжественная линейка.
Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу под звуки торжественного марша.
1. Командир каждого отряда докладывает о готовности к игре главнокомандующему:
«Товарищ Ведущий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Наш девиз (говорит отряд). Командир (имя командира). Рапорт сдан!» - «Рапорт принят, вольно!»
2. Выступление ведущего. Немного истории.
Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница" появилась в СССР в 1967 году с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. 10 января 1967 года в газете "Пионерская правда" был опубликован приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Казакова. Первый финал Всесоюзной игры "Зарница" прошел в том же году в Севастополе, на Сапун-горе.
Сегодня, как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастете, и зависит мощь нашей Армии.
Сейчас мы все вместе проведем военно-спортивную игру "Зарница»
3. Ведущий объясняет правила игры:
«Сейчас каждая команда получит боевой лист с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он и объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает жетон. Дойдя до последнего пункта, вы получаете пакет с секретной информацией. В этом пакете – последнее, самое важное задание.
Итак, ваша задача – заработать больше жетонов и выполнить последнее задание.
Командирам, получить боевые листы!»
Получив военные пакеты с заданиями, команды выходят на маршрут с интервалом в 10 минут.
II. Основные этапы игры.
1. Станция «Я – патриот»
Учащимся предлагается нарисовать на снегу флаг России краской, разведённой в бутылках – брызгалках. Оценивается правильность.
2. Станция «Санитары»
В конкурсе участвуют 4 человека из них: 2 санитара, 2 – раненые. Учащимся предлагается проделать следующее: на старте стоят два санитара на лыжах, они держат санки, на которых сидит раненый, санитарам необходимо переправить раненых в «госпиталь». Санитары делают два подхода, вывозят раненых по одному.
3. Станция «Снайперы»
В конкурсе участвует не вся команда, а только дети – «снайперы», остальные – болеют (участвуют при необходимости). Стрельба снежками в цель (обруч). За каждое точное попадание в цель команда получает жетон.
4. Станция «Сапёры»
В конкурсе участвуют 5 человек от команды. В снег закопаны «мины» (бутылки с отметками разных цветов). Задача найти все свои «мины» (определённого цвета) и обезвредить. Если нашёл «чужую мину», её нужно перепрятать. Оцениваются быстрота, правильность выполнения.
5. Станция «Партизаны»
В конкурсе принимают участие «партизаны». Участникам необходимо преодолеть полосу препятствия.
6. Станция «Эрудит»
Военно – патриотическая подготовка предполагает не только овладение определёнными профессиональными навыками, но и значительную эрудицию. Командам предлагается ответить на ряд вопросов.
- Какие средства пожаротушения считаются первичными? (Лопата, ведро, лом, топор, песок, вода)
- Как называется торжественное прохождение войск? (Парад)
- Старинное название русского войска? (Рать)
- Солдат спит, а она идёт. (Служба)
- Обувь зимней караульной службы? (Валенки)
- Звёздная часть мундира? (Погоны)
- Что есть у фотоаппарата и автомата? (Затвор)
- Что у солдата под кроватью? (Порядок)
- Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
- Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга)
- Чьи слова: «Тяжело в ученье, легко в бою? (А.В.Суворов)
- Назови города – герои и почему они названы героями?
- Как сбить пламя с горящей одежды человека? (накрыть мешковиной, фуфайкой, одеялом). С себя огонь сбить можно, катаясь по земле.
- Где находятся противопожарные средства в школе? (В специальном месте, на пожарном щите, в исправном состоянии)
- Что ты будешь делать при пожаре?
- Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной)
- Как называется наступательное действие войск? (Атака)
- Какие виды войск существуют в российских Вооружённых силах? ( Сухопутные, ракетные войска стратегического назначения, военно – воздушные, Военно – морской флот)
- Аппарат для дыхания человека под водой? (Акваланг)
- Участок местности для испытания боевого оружия? (Полигон, стрельбище)
- Металлическая пластина, прибиваемая к конскому копыту? (Подкова)
- Умеют ли слоны плавать? (Да, очень хорошо)
- Кто такие гусары? (Богатые, знатные, высокообразованные мужчины дворянского происхождения)
- Какие ордена и медали ты знаешь?
- Назови самые необходимые вещи в армии?
- Как называлась высокая гусарская шапка (Треуголка, кивер, шлем, кирасира)
- Назови героев ВОВ, памятники ВОВ
- Почему, испугавшись чего – нибудь, лошадь начинает фыркать? (Она имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, лошадь очищает свой нос. И может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает)
- Как называется военная больница? (Госпиталь)
- Боевая машина с реактивными снарядами? (Катюша)
- Что такое «лимонка»? (Граната)
Побеждает та команда, которая за 5 минут ответила на большее количество вопросов.
7. «Штурм флага»
Задача – поднять свой флаг над штабом и начать петь военную песню.
Побеждает та команда, которая поместит свой флаг на штаб и начнёт петь.
Пока подводятся итоги, командам предлагается проследовать на станции
8.Найди клад.
9.«Полевая кухня», где каждый получает чашку горячего чая и солдатскую кашу.
III. Торжественная линейка с подведением итогов и награждением победителей.
Подведение итогов конкурса: победители определяются по наибольшей сумме баллов. Команды-призеры награждаются дипломами, ценными подарками, команды, не занявшие призовых мест – грамотами и сладкими подарками. Также награждаются команды-победители каждого этапа конкурса.